Главная » Статьи » Дизайн

Дизайн или декорирование

В последние годы на рынке ремонта и отделки появилась новая терминология: декорирование, декоратор… Хотя все мы помним, что еще, как минимум 5 лет назад было одно всеобъемлющее определение специалиста, ответственного за переустройство нашего жилья – дизайнер. Что же изменилось? Рынок переустройства жилья больше не принадлежит дизайнерам?

Эти термины «дизайнер» и «декоратор» отражают несколько разных, но совершенно равноправных участников процесса создания жилой среды в наших квартирах и домах. Я бы ввел еще одну профессию – архитектор, и выстроил бы триаду: архитектор – дизайнер – декоратор. Это три базовые профессии, три разных специалиста, которые на разных стадиях должны заниматься нашим жильем.

Архитектор – профессия крайне ответственная в юридическом плане, поскольку деятельность архитектора вплотную опутана нормами и расчетами. Архитектор отвечает за прочность конструкций, за пропорции здания в целом, за юридическую чистоту постройки – соблюдение жилых и градостроительных норм.

Дизайнер – это изначально проектировщик предметов материальной среды. Дизайнер может заниматься автомобилями, лампами, одеждой. Когда дело касается интерьера, то дизайнер придумывает, создает, конструирует элементы жилой среды, не имеющие отношения, зачастую, к конструкции здания. Какие? Например, кухню. Никто в наши времена уже не будет спорить, что проектирование кухни с большим фронтом рабочей поверхности и с островом требует серьезного подхода и специальных знаний. Дизайнер может спроектировать стол, стул, кровать – в рамках его собственной концепции, или стеклянный потолок, или сложную перегородку между комнатами. Дизайнер по интерьерам проектирует всю квартиру целиком, как единый механизм, иногда изменяя планировку и по-новому расставляя оборудование, допустим, в санузлах.

Декоратор зачастую работает с готовыми элементами жилой среды, размещая их, слегка видоизменяя, но, очень часто, не создавая их с нуля. Декоратор может предложить новую конфигурацию штор, или пере-обивку мебели, или изменение цвета каркаса мебели, но, как правило, декоратор не будет касаться перепланировки квартиры, или создания сложных структур, таких, как поднимающиеся или поворачивающиеся в пространстве квартиры камины, сложные панели на каркасе и пр.

Есть ли между этими профессиями конфликт?

Это, скорее, путаница, а не конфликт. В большинстве случаев заказчики хотят видеть кого-то одного, в качестве руководителя стройки. И специалист, которого они найдут, в интернете или по рекомендациям, может оказаться любым из вышеперечисленных профессий. Люди часто выбирают по фотографиям объектов, узнают через знакомых, и им, в конечном счете, все-равно, какова специализация того человека, который делает им дом, если дома и квартиры у этого человека получаются хорошие. И, как результат, если изначально был выбран архитектор, то архитектор и дорисовывает дизайнерские детали, и потом выбирает шторы. Или выбрали дизайнера, то он придумывает перепланировку, потом бежит, сначала к архитекторам – согласовывать и рассчитывать новый проем в капитальной стене, а потом закупает светильники и подушечки на диван. Или если это декоратор, то уже он может решить, нужно ли ему погружаться в перепланировку, обращаться с переделками к архитекторам, или он понимает, как создать приемлемую жилую среду только средствами декорирования. Если это большой объект и большой бюджет, то работают, как правило, все три специалиста. Если это грамотные архитектор, дизайнер и декоратор, то они должны обойтись без конфликта творческих интересов, разумеется.

Наше бюро, кроме Москвы и России вообще, работает и в Нью Йорке. Так что у нас есть представление, как эта работа строится за рубежом. Не смотря на то, что зарубежный рынок делится довольно четко, там, все же, очень много нюансов.

Например, заказчик может построить большой и дорогой дом за 5-6 млн. долларов, но его вполне удовлетворит стандартная отделка дома, что для нас странно. И, не меняя типовой отделки пола, не меняя конфигурации потолков, лестниц и даже размещения светильников, заказчик может пригласить декоратора для того, чтобы довести дом до окончательного вида. Но интрига-то в том, что жизнь не ограничивается жилыми домами. Помимо домов бывают отели, офисы, рестораны, магазины, бутики, входные холлы небоскребов, т.е. помещения, связанные с общественной безопасностью, с эвакуационными путями, с горючестью штор и обивок в общественных местах, с шириной коридоров и удобством путей для инвалидов. И в этих случаях нужен сертифицированный, в той или иной области, дизайнер. А во многих штатах США, и во многих странах мира и само право называться «дизайнером по интерьерам», скажем на визитке, требует получения сертификата «дизайнера по интерьерам».

Но если мы говорим о квартирах, то в основном, за рубежом превалируют декораторы. Но хотя они и декораторы по сути, многие из них все еще называют себя дизайнерами, пока, это традиционно чуть более престижно даже там. За исключением очень громких имен индустрии декорирования жилых пространств. Наличие большого количества декораторов, в первую очередь, связанно с огромной ротацией помещений на рынке недвижимости. До 90% квартир меняют своих собственников в течении 5-7 лет. И почти 100% в течении 10-15 лет. Люди там не вкладываются в комфорт для поколений, им нужно привести в порядок помещение очень быстро, за пару месяцев, и начать жить в нем. Плюс огромное количество людей, живущих в арендованных квартирах, в таких квартирах точно никто ничего капитально перестраивать не будет. И, если Вы, скажем редактор стильного журнала, или владелец модного IT или хай-тек страт-апа, и к Вам в гости приходят люди на вечеринки, то Ваши гости будут ожидать интерьер определенного стиля. И в том случае, если в Вашей новой квартире до Вас жил просто другой человек, то скорее всего Вам вообще вся его мебель не подходит. Такой человек не может снять квартиру с мебелью от предыдущего жильца, его тусовка его просто не поймет. В этом случае приглашается декоратор, который все меняет, и создает стильный черно-белый интерьер, (как пример) не внося ни одного конструктивного изменения в квартиру.

Кроме того, за рубежом, и особенно в США, очень велика власть ленд-лордов – собственников домов. Т.е. даже покупая квартиру, собственник квартиры все равно остается под всеобъемлющей властью представителя собственнка здания - управляющей компании. Ни о каком изменении конфигурации помещения, перестановке сантехники, в подавляющем большинстве квартир, зачастую, речи не идет, т.к. это требует неимоверно сложного согласовательного процесса. И тут выходит на сцену декоратор, который точно знает, какой покраской, каким декором, обоями, коврами, мебелью придать помещению новый характер.

Нам в нашей практике случалось делать проекты, которые можно было бы назвать декораторскими. Хотя много лет, начиная с самых первых наших проектов, мы занимались именно дизайном интерьеров. И сейчас основная масса наших проектов по переустройству жилья – это дизайн, и это очень интересная и сложная задача – профессионально перепроектировать квартиру или дом. Но то, что сейчас происходит в нашей экономике, заставляет наших российских заказчиков задумываться, а где можно оптимизировать расходы? И, если не стоит вопрос об изменении числа спален, добавлении санузлов, нет критической необходимости в изменении конструкции квартиры, то декорирование может быть выходом из ситуации. Это действительно, именно, просто другой подход. Смета на мебель и отделку стен тоже может быть не маленькой. Но, по крайней мере, в случае декорирования не передвигаются стены. Однако за декоратором, тем не менее, остается организация всего процесса, вся логистика. Даже если это только обои, покраска стен, частичное использование некоторых элементы декора – классические карнизы или современные бетонные стены (или их видимость – имитация), это все равно нужно найти, привезти в нынешнюю Москву, организовать доставку на объект, организовать бригады. По прежнему остается комплектация мебелью, возможно, от поставщиков из разных стран, выбор тканей, декора, цвета дерева и пр. Не исключено, что на объекте стены могут быть просто ужасающего качества, как и потолки. И даже ограничиваясь работой над отделочными материалами, не передвигая стен, приходится оштукатуривать и шпаклевать стены, приводить все окончательные поверхности под отделку в порядок.

Опять же, хочется подчеркнуть разницу в ситуациях.
 
В первом случае, заказчик заходит на квартиру под самоотделку, и видит «чистое поле» в 200 или 300 кв.м., или в случае с небольшой квартирой только 70 или 60 кв.м. И у заказчика может быть очень сложная программа жизни на эти площади. Как на большие площади можно придумать очень сложную схему жизни в квартире, так и маленькие квартиры могут быть достаточно сложны если нужно разместить спальню, кухню с зоной столовой, зону для работы, два санузла и отдельную большую кладовую, например. В этом случае нужно работать как дизайнер, обладать большим опытом перепланировки, чтобы уже на стадии концепции и эскизов предлагать реальные и жизнеспособные решения, чтобы потом кухня правильно канализовалась и санузлы бы были без подиумов и пр.

В другом случае, если заказчики в результате поиска квартиры, скажем, на вторичном рынке, нашли квартиру своей мечты, и понимают, что конструктив менять они точно не хотят, но понимают, что отделка не их уровня, или просто они привыкли к модерну, или им более подходит пространство, каждый фрагмент которого несет следы классической отделки, тогда более уместно работать, как декоратор. Хотя и в этом случае может быть и сложно, и дорого и так далее. Например, заказчикам нравится люстра от определенной фабрики, но нужно больше рожков у подобной люстры, а фабрика не выпускает такого. Тогда нужно ехать на фабрику, общаться, уговаривать. Или другой вариант - ковер может подходить по рисунку, но не подходить по цветовой гамме – тогда начинаются долгие переговоры с фабрикой, как, когда и при каких условиях они поменяют нити на станках и можно ли будет получить желаемое.

В последнее время мы часто видим интерес к более тонко градуированным временным эпохам. Например заказчики хотят интерьер в стиле 60-х, или 70-х. Или в стиле сталинской классики. И это тоже работа декоратора – найти прототипы для производства, или реальную мебель и обновить ее, или найти фабрики, которые тоже работают в духе таких тенденций и создают реплики. И в этом заложена огромная эрудиция. Декоратор должен ходить по музеям, слушать лекции, смотреть исторические фильмы, чтобы попадать в нужную историческую среду.
 
Но если квартира или дом устремлены в будущее, если заказчики хотят остро модерновый интерьер, или авангардный, то многих элементов, которые возникают на эскизах и концепциях просто еще не существует. Тогда в игру вступает дизайн, и нужно садиться и проектировать этот элемент, даже если это просто двери необычной конфигурации или летящая над поверхностью пола барная стойка. Нужно прорабатывать конструкцию с точки зрения прочности, технологичности, долговечности и, разумеется эстетики.
 
И еще бывают предметы искусства…. и это большой и отдельный вопрос. Зачастую многие заказчики являются обладателями предметов искусства той или иной ценности, причем совершенно разных эпох. Даже если взять современные направления, то картина Ротко или скульптура Херста, если заказчик ставит задачу организовать интерьер вокруг этих произведений искусства, диктуют совершенно разные подходы к декорированию интерьера. Оба подхода будут галерейными, это совершенно точно, но Вы не можете насытить комнаты, содержащие эти предметы искусства одинаковой мебелью. Скорее всего, если столь разные произведения искусства находятся в руках одного заказчика, то им будут выделены разные помещения, и заказчик будет ожидать своей изюминки в каждом из этих интерьеров. Тут могут быть и немного разные ковры, и мебель должна быть знаковая, но не конкурирующая с центральным, для данного интерьера, произведением искусства. Это - задача для декоратора, здесь можно обойтись без тяжелых изменений в конструктиве.
 
Будем считать, что с терминами архитектор – дизайнер – декоратор мы разобрались. А как же все-таки подружить эти три подхода на реальном объекте в реальной работе?
 
Мы в нашей практике стараемся разобраться на первоначальной стадии. Если весь объект ведется нами, то у нас уже давно сложилась практика, что с самых первых эскизов и чертежей на планах расставлены реальные предметы мебели с реальными размерами, и обозначена реальная отделка стен с реальными толщинами в конструктиве, которые эта отделка забирает. Не эти дутые абстрактные изображения диванчиков с непонятным масштабом, а совершенно четко понятный диван, например, 2400 мм. на 800 мм. И заказчик понимает, сколько человек у него сядут на такой диван, и мы понимаем, что нам потом искать при комплектации мебелью, какие остаются проходы справа, слева и т.д., все комоды, тумбочки, журнальные столики шкафы и гардеробы с самых первых эскизов имеют свои точные размеры. Конечно, бывают случаи, когда ошибки закрадываются. Чертежи передаются прорабам, за границу на фабрики, копируются, кто-то куда-то не посмотрел. Но мы четко показываем, что мы имели ввиду с самого начала. И потом на авторском надзоре это нам помогает доказать, что кто-то ошибся на стройке. В столовых, например, нужно указать размер стола, стульев, показать, как стул встанет, когда человек сидит за столом, и останется ли место, чтобы официант, или хозяйка прошли за спиной гостя свободно, никого не задевая. Не говоря уже о санузлах, которые должны быть спроектированы с точностью часового механизма. И часто, при проектировании домов, мы с такими чертежами с мебелью ходим и к конструкторам. Многие удивляются, но в основном наши постоянные конструктора уже привыкли. Если мы конструктору показываем чертеж с мебелью, то мы даем ему понять, что мы не просто так создаю ему проблему с капитальной стеной, а показываем, что у нас есть композиция в интерьере, классические оси, или перспективы на прострел, которые нам нужно открыть, мы показываем конструктору, что мы создаем некую эстетическую ценность, и он или она, конструктор, тоже в этом участвуют. Такой подход приводит к нормальной кооперации на объекте. Мы не конфликтуем, мы работаем над цельной идеей. И если конструктор говорит нам, что для раскрытия такого-то проема ему нужно определенное усиление, мы сразу вносим это дополнительное усиление на концепцию, на расстановку мебели и пр. И в этом случае уже заказчик аргументированно видит, что вот тут не выстраивается, и становится понятно, что мы, скажем, не будем заказывать стол на 16 человек, а закажем на 8 человек, потому что это усиление проема, выполненное в виде пилястр, в конце концов разбалансирует интерьер и запутывает композицию.
 
Т.е. элементы декорирования, как минимум на этапе расстановки мебели, мы указываем все сразу: мебель, шторы, потолочный, настенный свет, крупные вазы, клумбы для цветов. Это и заказчикам облегчает финальное видение интерьера. Они не ждут, ну, когда же мы начнем мебель расставлять, они сразу видят сформированную жилую среду.
 
Возможно для тех, кто имел дело со строительством интерьера это звучит очевидно, и это можно понять)) Но в нашей практике было достаточно случаев, когда мы подключались к объекту, например к дому, на стадии выстроенных стен, перекрытий, сформированных оконных проемов, и у заказчиков были только поэтажные планы с очень условными изображениями мебели, на уровне мультипликационного фильма. И заказчик нередко предлагает нам заказывать мебель на основе подобной, упрощенной, расстановки мебели. Естественно, мы стараемся объяснить, что нам все хочется очень грамотно выровнять в новом интерьере: люстру повесить в центре потолка, или выровнять ее по оси простенка между окнами, или по оси прохода. Но, предположим, заказчик требует большой стол определенной длины и еще группу мягкой мебели. И когда торец этого длинного стола, в результате выравнивания и центрирования по светильникам и другим важным точкам в интерьере, въезжает вместе со стульями на торце, в камин, ничего не остается, как чем-то жертвовать. Хотя если бы была нормальная расстановка мебели с самого начала, то возможно просто нужно было бы поиграть строительными осями, чуть изменить пропорции помещения, и проблема с расстановкой мебели была бы устранена еще на стадии архитектуры.
 
В качестве заключения хочется сказать, что никакого конфликта между дизайнерами и декораторами нет и никаких сильных противоречий не просматривается. Да, проекты, сделанные архитекторами, дизайнерами или декораторами, отличаются друг от друга. Их сразу видно в журналах по иллюстрациям. Зачастую можно даже титул автора проекта не читать, и уже понять, кто к какой индустрии относится. Но все эти проекты, все подходы имеют свое право на жизнь. При каждом подходе получаются прекрасные квартиры, есть замечательные публикации дизайнерских, архитекторских и декораторских квартир, и на все находится свой заказчик, который потом с удовольствием живет в этой квартире или в доме.

Категория: Дизайн | Добавил: Stanislav (20.02.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar